Чтобы статья не казалась читателю скучной, журналист должен уметь пользоваться выразительными средствами языка. Пускай даже материал насыщен правдивыми фактами, актуален, но если в нем яркости и выразительности, он может пройти мимо читателя.
Язык может быть простым, а может быть украшен стилистическими фигурами мысли (не меняются от пересказа) и слова (меняются).
Фигуры мысли
- Антитеза – оборот, в котором противопоставляются противоположные понятия (напр. «Пусть светит месяц – ночь темна»). Антитеза может быть использована не только при написании слов и выражений, но и при использовании противопоставления предложений и даже абзацев.
- Оксюморон – оборот, в котором противоположные понятия неожиданно соединяются (напр. «живой труп», «оптимистическая трагедия»).
- Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа. Автор статьи его может использовать, чтобы привлечь внимание читателей к определенной теме.
- Умолчание – способ не только привлечь внимание читателя к предмету, но и заставить его задуматься, «читать между строк» (напр. «Не будем о нем говорить - он и так известен всем своими поступками»).
Фигуры слова
- Удвоение – повторение какого-либо слова или словосочетания.
- Инверсия – расположение членов предложения в необычном порядке. Оно помогает выделить наиболее важные слова с точки зрения автора.
- Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Оно заставляет читателя искать общие черты между различными явлениями.
- Градация – употребление подряд нескольких (обычно трех) однородных членов предложения, чаще синонимов, каждый из которых усиливает значение предыдущего.
Фигуры переосмысления (тропы)
Они помогают делать речь более жизненной и образной, придавать описанию четкие черты. В литературоведении такие фигуры называют тропами.
Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении (напр. «ветка метро», «ствол ружья» не имеют отношение к растительности).
- Эпитет – художественное определение слова, которое отмечает важную черту в изображаемом явлении (напр. «железные нервы»).
- Сравнение – сопоставление двух предметов, явлений и т.д. Используется для пояснения одного при помощи другого.
- Метафора – замена одного предмета или явления другим. Используется для «угадывания» первого явления.
- Сухие метафоры – их переносное значение трудно сразу понять, т.к. оно «стерлось» из-за частого употребления (напр. «ножка кровати»).
- Общеязыковые метафоры – часто употребляются в речи (напр. «золотые слова», «народу море»)
- Индивидуальные (авторские) метафоры – метафоры, придуманные конкретным человеком. Они самые выразительные и необычные. Часто развернутая метафора, проведенная через всю статью, становится ее заголовком.
- Гипербола – преувеличение (напр. «сто лет не виделись»).
- Литота – преуменьшение (напр. «я на секундочку»).
- Ирония – насмешка, форма которой противоположна содержанию. Таким образом, слова приобретают совершенно противоположное значение. Ирония - важное оружие, которым должен уметь пользоваться журналист. Но прежде, чем ее использовать в своем материале, оцените свои силы: сможете ли употреблять ее легко и естественно.
- Сарказм – злая или горькая ирония, которая используется в таких жанрах, как фельетон и памфлет.
Если вы долго не можете начать материал, использовав хорошую форму для выражения своих идей и мыслей, вспомните о тропах: троп может стать основной любого материала.
|