"Заголовок нужен для тебя самого, как мерило и кульминация твоего умения. Если ты можешь сделать заголовок (редактор его потом, конечно, заменит), из которого (вместе с подзаголовком и рубрикой) все понятно другим, спокойно выбирай место на полосе. Если не можешь - заряжай снова машинку. Материал не состоялся".
(с) журналист А.Мальсагов
Заголовок - это реклама вашего текста, первое, что привлекает к нему внимание. Часто только по названию читатель решает, стоит ли тратить время на материал, несет ли он информацию, представляющую интерес.
К сожалению, многие современные издания считают интригующую роль заголовка главной и используют некорректно фразы. Иногда результат таких действий безобиден, но важно при этом не обманывать читателей. Издание может просто растерять всех своих читателей из-за этого.
Создание эффективного заголовка.
Заголовки бывают:
- Однонаправленные и комплексные заглавия.
- Полноинформативные и неполноформативные заглавия.
Однонаправленные заглавия соотносятся с каким-нибудь одним элементом смысла текста. В этом случае тема текста может вписаться в состав основной мысли заголовка.
Главная функция заголовка - сообщить читателю о теме текста. При чтении материала информация из заголовка уточняется и конкретизируется.
Процесс восприятия прямой - от заголовка к тексту. Связь между заглавием и текстом немного изменяется, если в основе заголовка факт, который заложен в основу материала.
Подтекст, на котором основан заголовок, понимается после прочтения текста.
Комплексные заголовки соотносятся с несколькими элементами структурной схемы текста одновременно. Часто заголовок состоит из двух частей, соединенных союзом "или".
По признаку полноты выражения какого-либо смыслового элемента произведения заглавия делятся на:
- полноформатные (полностью актуализирующие смысловой компонент текста),
- неполноинформативные, пунктирные (не полностью актуализирующие смысловой компонент текста).
Полноинформативные заголовки содержат или тему всего текста, или ее любой тезис, развивающий основную мысль.
Полноинформативные заголовки делятся на:
- номинативные - заголовки, назначающие тему всего текста и выполняющие роль знака текста аналогично именам собственным, которые служат названиями географических объектов, заводов, пароходов. Например:
"Рабочие пчелки" - аналитическая статья, рассказывающая о трудолюбии рабочих в Дании.
- предикативные - заголовки, представляющие собой развернутый тезис, содержащий предмет речи и его предикат, давая, таким образом, полный прогноз о тексте. Например:
"Московские власти заработали на чемпионе" - заметка о том, как московские власти разрешили гроссмейстеру Г.Карпову приобрести в Москве квартиру за 30 тысяч долларов и 300 тысяч рублей.
Часто в изданиях попадаются заголовки, которые выражают не весь тезис, а только его часть - логическую тему или предикат. В таком названии может быть только сигнал о предмете речи или его признаке. Этот тип заголовка получил название: неполноинформативный, пунктирный:
"Вправе ли министры стричь купоны?" - в материале речь идет о "левых" доходах правительственных чиновников в Швеции.
|