Основная задача высших медицинских учебных заведений состоит в создании благоприятных условий для развития медицинского образования, науки и здравоохранения, позволяющих обеспечить их выпускникам достойное место в современном обществе. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, правопреемник медицинского факультета Императорского Московского университета, стал колыбелью большинства отечественных медицинских школ и научных обществ. Более того, в настоящее время Сеченовский университет по праву признан лидером академического, научного и ресурсного прогресса в системе здравоохранения России. Оптимизация совместной работы кафедр университета с клиническими базами является одной из наиболее актуальных задач, поскольку качество подготовки молодых специ-алистов в значительной мере зависит от форм и методов их обучения [1]. Формирование современной системы высшего медицинского образования произошло не мгновенно: ее корни уходят в далекое прошлое, где непосредственное влияние на развитие обучения оказали выдающиеся и талантливые ученые-медики, среди которых был и Александр Богданович Фохт (28.09.1848–23.08.1930). Александр Богданович Фохт ― ученый, врач, педагог Научная школа А.Б. Фохта Школа А.Б. Фохта начала формироваться после присвоения ему в 1880 г. звания профессора кафедры общей патологии (патологической физиологии) медицинского факультета Императорского Московского университета. В это же время Александр Богданович основал студенческий научный кружок [2]. Представители его школы защитили свыше 30 докторских диссертаций. Многие из них стали крупными учеными и возглавили кафедры и лаборатории в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Варшаве, Лондоне, Оксфорде и других городах мира [3]. Если в середине XIX в. движение отечественной медицины по естественнонаучному пути европейской медицины было связано главным образом с университетскими кафедрами и не имело принципиальных особенностей, то во второй половине XIX в. такое своеобразие появилось: теперь на процесс развития клинической медицины в России воздействовали новые факторы ― становление земской медицины и формирование научных клинических школ [4]. На фоне развития идей А.Б. Фохта в XIX и XX вв. в России клинические школы были важнейшим инструментом сохранения и развития научного знания клинической медицины. Именно поэтому интерес к их истории сохраняется и в XXI в.: публикаций по этой тематике становится все больше. При этом и историки медицины, и клиницисты, как правило, продолжают говорить о клинических школах без соблюдения определенных методологических требований, смешивая понятия научного коллектива и школы, не различая учеников, сотрудников и единомышленников-последователей, не сопоставляя достижения школы с тенденциями развития клинической медицины на том же историческом этапе. В вопросе научного исследования клинических школ статистика (опубликовано столькото статей, защищено столько-то диссертаций и т.п.) не играет решающей роли. Научную школу отличает не количество сотрудников и их работ, а оригинальность и значимость направлений исследований, заложенное руководителем школы и творчески развиваемое им и его учениками. Так, Московская школа патофизиологов следовала клинико-экспериментальному направлению, которое было задано ее руководителем ― А.Б. Фохтом. Для крупной научной школы характерно наличие как теории (учения, концепции, метода), являющейся стержнем ее формирования, так и научно обоснованной программы исследований, определяющей ее научное направление. Клинико-экспериментальный метод исследования был не просто актуальным направлением на тот момент, но и являлся движущей силой Московской школы патофизиологов А.Б. Фохта [5]. Роль семьи в формировании профессиональной деятельности А.Б. Фохта В формировании профессиональной деятельности А.Б. Фохта как будущего педагога и ученого-медика несомненную роль сыграла его семья. Можно только предполагать, что, будучи ребенком, А.Б. Фохт имел склонности к определенному виду деятельности ― преподаванию, как его отец и брат. Отец А.Б. Фохта, Богдан (Готлиб) Иванович Фохт, выпускник Дерптского университета, был преподавателем немецкого языка в Московском Императорском коммерческом училище на Остоженке. По воспоминаниям внучатой племянницы А.Б. Фохта Татьяны Алексеевны Фохт-Ларионовой (внучка его брата ― Николая Богдановича Фохта), в бытность Богдана Ивановича в качестве преподавателя это училище посещал сам император Николай I [6]. По некоторым сведениям, он также вел немецкий язык и при высших женских курсах в Москве [7]. Мать А.Б. Фохта, Эмилия Егоровна Де-Безанкур, занималась воспитанием детей и вела хозяйство дома. У Богдана Ивановича и Эмилии Егоровны росло шестеро детей: трое сыновей и три дочери. Все дети получили прекрасное воспитание и образование. По врачебной стезе пошли лишь трое детей: Александр Богданович стал патологом, педиатром и кардиологом, его брат Альфред Богданович ― специалистом по внутренним и нервным болезням, был главным врачом Голицынской больницы [8], а сестра Аделаида Богдановна ― врачом-гомеопатом. Другой брат, Николай Богданович, стал преподавателем русского языка в 1-й мужской гимназии [6].
1. Казанцев Ан.Д., Казанцев Ал.Д., Коваленко Ю.А. Как Склифосовский клинику организовал // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. ― 2016. ― Т.2. ― №2(13) ― С. 49−53. [Kazantsev AnD, Kazantsev AlD, Kovalenko IA. How did N.V.Sklifosovsky organize the clinic. Vestnik Soveta molodykh uchenykh I spetsialistov Chelyabinskoi oblasti. 2016; 2(13): 49−53 (In Russ).] 2. Шилинис Ю.А. Основоположник клинико-экспериментального направления в патологии А.Б.Фохт (1848−1930): к 150-летию со дня рождении // Архив патологии. ― 1998. ― Т.60. ― №6 ― C.58−62. [Shilinis IA. A.B.Focht (1814−1930) ― founder of a clinical-experimental branch in pathology. Arkhiv Patologii. 1998; 60(6): 58−62 (In Russ).] 3. Шилинис Ю.А. А.Б.Фохт ― один из основоположников экспериментальной патологии и кардиологии в России (к 150-летию со дня рождения) // Патологическая физиология и экспериментальная терапия. ― 2000. ― №1 ― C.3−5. [Shilinis IA. A.B.Fokht ― one of the founders of experimental pathology and cardiology in Russia: (The 150th anniversary of birth). Patologicheskaia Fiziologiia I Eksperimentalnaia Terapiia. 2000; (1): 3−5. (In Russ).] 4. Бородулин В.И. Клиническая медицина от истоков до 20-го века. ― М.: Российское общество историков медицины; 2015. [Borodulin VI. Klinicheskaya meditsina ot istokov do 20-go veka. ― Moscow.: Rossiiskoye obshchestvo istorikov meditsiny. 2015. (In Russ).] 5. Бородулин В.И., Глянцев С.П. Наши подходы к изучению проблемы научных клинических школ в России // Российских историков медицины труды по истории медицины. ― Альманах РОИМ. Том 1. ― 2016.– С. 222−228. [Borodulin VI, Glyantsev SP. Our approaches to the study of the problems of scientific clinical schools in Russia. // Rossiiskikh istorikov meditsiny trudy po istorii meditsiny. ― Al’manakn ROIM. Tom 1. 2016; 222−228 (In Russ).] 6. Фохт-Ларионова Т. Воспоминания Т. Фохт-Ларионовой // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII−XX вв.: Альманах. ― М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2001. ― Т. XI. ― 643−661. [Fokht-Larionova T. Vospominaniya T. Fokht-Larionovoi. Rossiyskii Arkhiv: Istoria Otechestva v svidetel’stvakh I dokumentakh XVIII−XX vv.: Almanakh. ― M.: studiya TRITE: Ros. Arkhiv, 2001. ― Т. XI. ― 643−661 (In Russ).] |