В последнее время критерии выбора жилья претерпевают существенные изменения, считают эксперты. Для современного потребителя определяющим фактором выбора недвижимости является его качество. Другими критериями выбора жилья становится развитый сервис и технологические инновации, которые соответствуют образу жизни молодых людей, родившихся в цифровую эпоху.
Важность высокого качества жилья и комфорта для представителей поколения Z подтверждается данными портала о недвижимости BN.ru. Так, комфорт-класс занимает лидирующую позицию предложения на рынке: в 2017 году его доля составила 51,1%, в 2018 – 52,1%. Доля жилья эконом-класса значительно меньше: в 2017 году она составляла 15,6%, в 2018 – 16,4 %. Тенденция очевидна: новое поколение не хочет жить в квартирах «второго сорта». Ориентируясь на этот тренд, застройщики стремятся реализовывать свои проекты в городе, а не пригородных локациях. Так, за первое полугодие на рынок вышло 2,1 млн кв. метров жилья, из которых 76% пришлось на Петербург и лишь 24% – на пригород.
«В Санкт-Петербурге и Москве в последние годы стали появляться проекты с прекрасным расположением и транспортной доступностью, красивыми холлами и общественным пространством, но при этом – с малогабаритной нарезкой и полной отделкой. Такие проекты как раз могут быть отличным «первым жильем» для поколения Z. Мы, например, стараемся делать современный продукт, востребованный у самой широкой категории граждан. При создании инфраструктуры в «Триумф Парке» ориентируемся на разнообразие досуга среди разновозрастных групп населения», – комментирует Елена Валуева, директор по маркетингу Mirland Development Corporation.
Некоторые эксперты предполагают, что будущее рынка недвижимости – это арендное жилье. По их мнению, поколение Z, которое любит путешествовать и получать новые впечатления, предпочитает именно аренду. Но сейчас апартаменты не пользуются в России огромной популярностью, традиционное жилье по-прежнему очень востребовано. По данным NAI Becar, не более 5% российского населения арендует жилье. В крупных городах доля аренды жилья достигает 8,5%. Для сравнения – доля арендного жилья в США составляет около 34%, в Германии – до 45%.
По словам Елены Валуевой, директора по маркетингу Mirland Development Corporation, в России пока очень мало качественных апартаментов с инфраструктурой и полным набором сервисных услуг. «Ниша для этого продукта, безусловно, есть, - считает Елена Валуева. - В апартаментах нуждаются студенты, командированные и туристы. Цена на аренду в качественных апарт-комплексах превышает рыночную цену аренды квартиры, однако эта цена ниже, чем в отелях сравнимой категории».
Эксперты скептически относятся к мысли о том, что новое поколение поголовно хочет путешествовать и выбирает исключительно аренду жилья. Велика доля консервативных, традиционно настроенных граждан, как и семей, которым съемное жилье не подходит. Поэтому «традиционные» квартиры останутся на рынке еще долгое время.
|