Особое значение мер поддержки социально ориентированных НКО не раз подчеркивалось президентом России, лидером Общероссийского народного фронта Владимиром Путиным. «В целом наша задача – создать благоприятную, я бы даже сказал – дружелюбную, дружескую среду для развития социально ориентированных НКО. Возможно, имеет смысл предоставить им и некоторые дополнительные преференции, например, те, которые уже имеют субъекты малого предпринимательства», – сказал Путин на Форуме активных граждан «Сообщество» в 2016 г.
Исследования, проведенные экспертами ОНФ в Москве и ряде регионов России, показали, что, несмотря на комплекс мер, существующая инфраструктура и политика не готова к реальному развитию рынка негосударственных поставщиков социальных услуг. А принятые для поддержки НКО нормативно-правовые документы нуждаются в серьезной корректировке.
«В Москве в Реестре поставщиков социальных услуг в 2016 г. было четыре организации, а к декабрю 2017 г. стало 11 организаций. Это ничтожно малое количество, если учесть, что в столице зарегистрировано более 28 тыс. организаций, из них активно предоставляющих услуги населению – не менее 6 тыс.», – сказал эксперт московского штаба ОНФ, генеральный директор Агентства социальных инвестиций и инноваций Сергей Голубев.
В отдельных регионах происходит простая смена организационно-правовых форм с бюджетного учреждения на автономную некоммерческую организацию, что не способствует ни развитию качества социальных услуг, ни появлению новых поставщиков, ни исполнению принятых документов на федеральном уровне. По мнению экспертов площадки «ОНФ-НКО» Москвы, причиной тому является как низкая компетентность в понимании развития рынка социальных услуг со стороны чиновников, так и явный дефицит методической и экспертной поддержки регионов в развитии рынка социальных услуг.
Для некоммерческих организаций остро стоит проблема инфраструктурной поддержки со стороны органов власти. Эксперты ОНФ внесли в общественные предложения инициативу о необходимости полной открытости и периодической актуализации реестра помещений, находящихся в собственности города Москвы и муниципальных образований столицы. Эти помещения могут быть предоставлены НКО на конкурсной основе безвозмездно или на условиях льготной аренды. Также необходимо предусмотреть описание характеристик этих помещений, сроков проведения конкурса, конкурсной документации и лиц, ответственных за проведение конкурса.
Важным условием для успешной работы некоммерческих организаций на рынке социальных услуг является информирование НКО о существующих сервисах. В связи с этим в общественные предложения внесена инициатива о размещении на портале ресурсного центра НКО комитета общественных связей столицы «Душевная Москва» перечня государственных и негосударственных сервисов, предусматривающих полный цикл услуг по содействию СО НКО на всех этапах функционирования. Также необходимо включить в государственные программы города показатели поддержки и вовлечения некоммерческих организаций в оказание услуг в социальной сфере.
«Москва занимает лидирующие позиции по объемам ресурсной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. И тем не менее, для активного выхода НКО на рынок социальных услуг этого недостаточно. Эксперты площадки «ОНФ-НКО» будут продолжать работу по формированию инфраструктурной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, для повышения эффективности их деятельности. Этот вопрос также планируется к обсуждению на площадках «Форума Действий» ОНФ «Россия устремленная в будущее», который пройдет 18 и 19 декабря в Москве», – сказал Голубев. |