Forpress.ru для пиарщиков и журналистов
ПР-менеджеру на заметку
Журналисту на заметку
Оптимизатору на заметку
Реклама на сайте
Справочники и словари
Правила публикации пресс-релизов
Помощь
Пользовательское соглашение
Регистрация
   
Добавить пресс-релиз
База данных компаний (13960)



Политика
27.09.2011

Политика нового правительства Японии в оборонной сфере

Москва

Ю.А. Крячкина,  младший научный сотрудник отдела оборонной политики    2 сентября 2011 г. новый премьер-министр Японии Ёсихико Нода сформировал свой кабинет министров. Эксперты характеризуют нынешнего главу японского правительства как политика, не имеющего опыта в международных делах. Занимая пост министра финансов в кабинете Наото Кана, Нода основное внимание уделял внутриполитическим вопросам. Тем не менее некоторые его взгляды на внешнюю политику и оборону страны нашли отражение в опубликованной в июле 2009 г. книге «Враг демократии».     В целом по данным направлениям Нода демонстрирует консервативную позицию, во многом схожую с позицией прежнего премьер-министра. В частности, основой курса японского руководства в оборонной и внешнеполитической сферах остаются укрепление военно-политического союза с США, продолжение  участия подразделений японских Сил самообороны в международных гуманитарных акциях под эгидой ООН, проведение антипиратской операции в Аденском заливе (в рамках которой 1 июня 2011 г. в Джибути была открыта первая со времен Второй мировой войны зарубежная база Сил самообороны).    Как отмечают японские аналитики, состав нового правительства оказался достаточно компромиссным. Кроме того, сразу после формирования кабинета Ноды в отношении некоторых министров стали высказываться обвинения в их непрофессионализме. Прежде всего это касалось главы оборонного ведомства Ясуо Итикавы, который в ходе своей первой пресс-конференции признался журналистам, что считает себя «дилетантом в сфере безопасности». Его единственным опытом в такого рода деятельности являлась работа в профильных парламентских комитетах, занимающихся вопросами «северных территорий», Окинавы, проведения реконструкции в Ираке,  предоставления ему гуманитарной помощи, а также борьбы с терроризмом. Итикава связывает свое назначение на данный пост с усилением гражданского контроля над японскими Силами самообороны. Однако он, как представляется, скорее, будет проводником взглядов премьер-министра и отдельных фракций в правящей Демократической партии Японии, чем самостоятельно определять оборонную политику страны.    Конкретнее задачи японского руководства в области обороны на ближайшую перспективу обозначил нынешний председатель комитета по политическим делам Демократической партии Сэйдзи Маэхара  в своей речи в Вашингтоне 7 сентября 2011 г. В частности, он отметил необходимость ослабления жёстких ограничений на применение оружия Силами самообороны в ходе зарубежных операций и снятия запрета на экспорт японского вооружения.  Тем не менее эти тезисы нельзя назвать новаторскими. Идея отмены эмбарго на продажу вооружения неоднократно высказывалась и ранее в политических кругах Японии, в том числе как мера по подъему экономики страны. Но диалог по данному вопросу проводится очень осторожно, поскольку пацифистски настроенные японские политики и общественность отрицательно относятся к подобным идеям. К тому же они не получили отражения в «Основных направлениях программы национальной безопасности-2011» – документе, определяющем оборонную политику Японии на период от 5 до 10 лет.     В своих выступлениях и Нода, и Итикава во многом повторяют  положения этого документа, главными из которых являются следующие: 1. Япония определяет в качестве целей оборонной политики предотвращение и противодействие угрозе внешней агрессии, поддержание международного мира и стабильности. 2. Достижение этих целей осуществляется Японией как путем самостоятельных усилий, так и через взаимодействие с США и другими союзниками, а также с использованием многонациональных механизмов сотрудничества. 3.  Японская политика продолжает носить исключительно оборонительный характер и строиться на основе трех безъядерных принципов (не владеть ядерным оружием, не производить и не ввозить его на территорию страны). 4. Япония планирует активизировать свое участие в международном сотрудничестве по поддержанию мира. 5. В целях противодействия ядерной угрозе Япония будет вносить свой вклад в усилия мирового сообщества, направленные на нераспространение и разоружение, в том числе в тесном взаимодействии с США.    При этом премьер-министр и министр обороны делают акцент на следующих положениях программы: укрепление союза с Соединенными Штатами; построение доверительных отношений с Китаем и Россией; создание «динамичных Сил самообороны» (взамен концепции «базовых Сил»), которые должны увеличить защитный потенциал Японии за счет повышения мобильности и маневренности, использования самого современного вооружения и оборудования; более активное и эффективное участие в международном сотрудничестве по поддержанию мира (среди новых инициатив можно отметить возможную отправку подразделений Сил самообороны с гуманитарной миссией в Южный Судан).    Во время первой официальной встречи Ё. Ноды и Б. Обамы, которая прошла 21 сентября 2011 г. в рамках 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, японский премьер-министр еще раз подчеркнул, что союз с США является одним из основных направлений политики нового правительства. При этом в настоящее время акцент делается на поддержании безопасности Японии и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом, переговорах по денуклеаризации Корейского полуострова, а также на наболевшем для обеих стран вопросе, связанном с передислокацией части американского воинского контингента на Окинаве (речь идет о перемещении авиабазы Футэмма на менее населенные территории острова по соглашению 2006 г.) и взаимодействии двух государств в зарубежных операциях. На октябрь 2011 г. запланировано участие японских Сил самообороны в совместных учениях с ВМС Соединенных Штатов и Великобритании по тралению мин в Персидском заливе.     На китайском и российском направлениях японские политики считают необходимым проводить курс на повышение доверия и прозрачности оборонных программ. Причем в первую очередь это касается Китая. Именно обеспокоенностью японской стороны наращиванием военной мощи КНР обусловлено большее внимание к обороне южных границ Японии, о чем можно судить по содержанию «Основных направлений программы национальной безопасности-2011» и «Структурной реформы оборонных возможностей». Частично это вызвано и сохраняющейся напряженностью на Корейском полуострове, что японские эксперты относят к факторам, представляющим угрозу безопасности своей страны.  Таким образом, новое японское правительство продолжает выстраивать политику в сфере обороны, балансируя между двумя подходами к позиционированию страны на мировой арене. Первый ориентирован на «нормализацию» государства и предполагает создание полноценных вооруженных сил, пересмотр 9 статьи Конституции (по которой японский народ отказывается от создания вооруженных сил, других средств войны, права на ведение войны), повышение роли Японии в обеспечении региональной и глобальной безопасности. Второй подход базируется на пацифистских традициях мирной направленности японской оборонной политики, призванной противодействовать внешним угрозам, в том числе при активном взаимодействии с США. РИСИ

РИСИ институт
риси(российский институт стратегических исследований)
  Каталог пресс-релизов (61104)
Производство (16327)
Информационные технологии (7417)
Финансы (3504)
Услуги (17816)
Торговля (5745)
Наука и образование (1608)
Отдых и туризм (1273)
Политика (1229)
Общество (2360)
Культура (1390)
Спорт (809)
Медицина, красота и здоровье (1626)

Личный кабинет
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Регистрация





Информация

© 2007-2018 «FORPRESS»
e-mail: info@forpress.ru
Rambler's Top100 Разработка сайта, продвижение - ООО "Дельфин