Железнодорожный оператор "Роснефти" "РН-Транс" намерен снизить предельную цену на аренду нефтеналивных цистерн не менее чем на 17% — до 753,5 руб. на вагон в сутки. Это близко к верхней границе текущих ставок на рынке, так как, по оценке его игроков, в целом в сегменте возник устойчивый профицит. Причины этого — конкуренция с трубопроводным и автомобильным транспортом и снижение выпуска темных нефтепродуктов, перевозимых по железной дороге. Большинство игроков отрасли не ждут улучшения ситуации и повышения ставок аренды на цистерны и в среднесрочной перспективе.
Сегодня "РН-Транс" завершит прием заявок на тендер на трехлетнюю аренду 5 тыс. нефтеналивных цистерн на 5,22 млрд руб. Предельная ставка аренды составляет 753,5 руб. на вагон в сутки без НДС, что заметно ниже, чем по истекающему договору (910 руб. на цистерну в сутки без НДС). Ценовые условия близки к верхнему порогу текущей арендной ставки, падавшей с начала 2013 года. С тех пор ставка на цистерны сократилась на 55%, говорит замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук, пик падения пришелся на январь--июль 2014 года. С конца прошлого года ставка держится в пределах 550-750 руб. без НДС. В "Роснефти" ситуацию не комментировали. Но в отличие от полувагонов, ставка по которым недавно поднялась из-за локального дефицита (по оценке ИПЕМ, ставки на полувагоны могут вырасти к концу 2016 года до 700 руб. в сутки — на 60-70% по сравнению с январем этого года), профицит цистерн выглядит системным. Как поясняет глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, среди причин — развитие трубопроводов с переключением на них нефти и светлых нефтепродуктов и повышение глубины переработки, что снижает выпуск темных нефтепродуктов, транспортируемых железной дорогой. Во-вторых, это "фактор Казахстана", добавляет эксперт, расширение мощностей Каспийского трубопроводного консорциума и отставание ввода месторождения Кашаган переориентировали экспортные грузопотоки на трубопроводы и привели к массовому выводу из аренды цистерн. "Тенгизшевройл" (разрабатывает месторождение Тенгиз) в начале года арендовала 11,5 тыс. цистерн, а сейчас — менее 3 тыс., причем 90% "лишних" цистерн из Казахстана уходит в Россию. В-третьих, нефтекомпании уходят от экономически неэффективных поставок нефтепродуктов с НПЗ по железной дороге с перевалкой на нефтебазах к автоналивным эстакадам и прямым отгрузкам автоцистернами с НПЗ на АЗС. |